imb_irj: (Default)
imb_irj ([personal profile] imb_irj) wrote2013-01-15 11:42 pm

Мизинчик.

Желательно всю жизнь развивать себя.
Развитие не стоит на месте,и, если ты не продолжаешь "расти", то тут же начинаешь "скатываться".
Особенно это касается музыкантов. После сорока лет начинаются возрастные изменения, к этому надо быть готовым. С определённого возраста технику надо компенсировать мастерством и опытом.
Лучший пример этому - оперные певцы!
До какого возраста пели Паваротти и Фишер-Дискау?
А сколько ярких и многообещающих талантов исчезают через год-другой-третий?
Конечно запас крепости и здоровья должен быть, но важно также постоянно заботиться о своей форме и, ограничивая себя, беречь свой талант и тело, хранилище его и проводник,для публики.
В Европе ведется научно-исследовательская работа, в том числе и в области профессиональных заболеваний музыкантов.

После окончания двух прославленных консерваторий я не чувствовала себя готовой к профессиональной жизни, точнее, готова я была, но не набрала необходимого багажа, чтобы развиваться дальше самостоятельно, и ,в перспективе, до пенсии, самой решать свои технические и музыкальные задачи.
Хотя оценки в дипломах стояли высшие.

Через пару месяцев закрутился разноцветный клубочек случайных встреч, знакомств и обстоятельств, и я поехала, с подружкой за компанию, посмотреть и послушать урок Профессора, три часа на перекладных в соседнее государство. Невыспавшаяся, с болями в спине, продрогшая, я зашла в его класс в уютной маленькой консерватории.
Он как раз учил русскоязычного студента сопением подавать знак вступления аккомпаниатору, чтобы вместе начинать произведение ( пианистка сидела за спиной).
Обстановка была дружелюбная и настолько тёплая, что я сразу расслабилась.
Я просто сидела и слушала, через какое-то время перестала мёрзнуть, потом прошла головная боль. Уезжать не хотелось, но надо было возвращаться, чтобы успеть на вечерний спектакль.
Во время спектакля я обратила внимание, что играю очень свободно, и звучит у меня здорово.
И тогда я подумала:
"Если только после того, как я посидела в классе послушав урок Профессора, мне настолько легче играется, и даже боли в спине прошли, то что же будет, если он сам будет со мной заниматься?"
Через три месяца я была аспиранткой в его классе.

Мы много записывали за Профессором,обожали его искрометный и действенный юмор, и часто в классе не хватало стульев для желающих послушать и студенты и гости покатывались с хохоту, примостившись на полу,столах и подоконниках.
Студенты подобрались милые, почему-то лицемерные и злые люди в классе долго не задерживались.
Объединяла нас всех ещё и любовь к кошкам.Думаю, это был ещё один критерий отбора, помимо вступительного экзамена.

А вот и байка про мизинец:
Представьте себе, у меня урок, в класс набилось полно народа, настроение у всех хорошее, я играю Шумана, и не получается у меня что-то . Настроение не то,и стоит музыка на месте.
Шуман вообще задорный и без удержу. Я всегда чувствую в его музыке надвигающееся сумасшедствие. Хотя его музыку обожаю.
Фортепианные квартет с квинтетом слушала годами.
Профессор останавливает меня, в глазах бегают чертики:
"Слушай, вот смотрю я на твой мизинец (правой руки), и вспоминаю нашу кошку (хитро улыбается). Она себя вылижет, шерсти наглотается, и у неё потом запор случался.
Жалко было её бедную, стоит над своим судочком, тужится,аж хвост от напряжения дрожит, а не получается ничего.
Вот смотрю я на твой мизинец, и вспоминаю кошку с запором."
После этого вытягивает мизинец правой руки вверх и изображает дрожащий кошкин хвост.
Благодарная публика уже сгибается от смеха, я тоже прыснула.
И сыграла ещё раз.
Во-первых, получилось всё, во-вторых, проблема с мизинцем исчезла раз и навсегда, в-третьих Шумана я после этого всегда играю очень успешно.
И есть что рассказать!

Как объяснил мне Профессор, игра на скрипке(альте) - это серия трюков, исполняемая с невинным выражением лица.
Объяснил и забыл. А я записала.

P.S. Так как не все мои читатели музыканты, буду рада отзывам, достаточно ли доходчива узкоспециальная часть.

[identity profile] m-colacorta.livejournal.com 2013-01-15 11:29 pm (UTC)(link)
Ну тут нет каких-то специальных терминов, так что всё понятно. :)

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-15 11:39 pm (UTC)(link)
А в том и смысл, что все сложные вещи можно просто объяснить.

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-15 11:40 pm (UTC)(link)
Например, на кошках. ;)

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-16 08:43 am (UTC)(link)
Я элементарную технику на кошках и тортиках обьясняю.
Есть у меня такой прием - если ученик постарше, объсняю нормально, а потом говорю:
"ты большой, ты и так понимаешь, а маленьким я здесь объсняю так" - привожу забавный пример. Мы смеёмся, получается почти сразу.

[identity profile] m-petra.livejournal.com 2013-01-16 03:08 pm (UTC)(link)
здорово!
А на тортиках - как?:)

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-17 12:44 am (UTC)(link)
Этот пост уникален по количеству раскрытых секретов! Взялся за гуж, как говорится...
Итак, тортики...
Когда маленькие начинают играть смычком, я спрашиваю их , какой у них любимый сорт тортика, и прошу представить на кисти правой руки тарелочку с маленьким кусочком ,и прошу водить рукой так, чтобы не остаться без сладкого ( чтобы тортик не упал).
Как правило, рука сама принимает правильное положение на смычке.

[identity profile] m-petra.livejournal.com 2013-01-17 12:59 am (UTC)(link)
а ведь очень точно! :)
Спасибо.

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-19 12:34 am (UTC)(link)
Я над этим думаю постоянно, и как исполнитель, и как педагог (взгляд со стороны).
Если чего нового надумаю, поделюсь! Но ругаться на музыкальном инструменте мне всегда было легче чем в жизни.

[identity profile] m-petra.livejournal.com 2013-01-19 03:22 am (UTC)(link)
а мне - дразниться.

[identity profile] gomazkov.livejournal.com 2013-01-16 04:36 am (UTC)(link)
Отрывок из журнальной статьи Пушкина:
"...пересматривая на днях антикритику, напал я на следующее место:

— «Я решился на сие (на оправдание г. Булгарина) не для того чтоб оправдать и защищать Булгарина, который в этом не имеет надобности, ибо у него в одном мизинце более ума и таланта, нежели во многих головах рецензентов» (см. № 27 «Сына отечества», издаваемого гг. Гречем и Булгариным).

Изумился я, каким образом мог я пропустить без внимания сии красноречивые, но необдуманные строки! Я стал по пальцам пересчитывать всевозможных рецензентов, у коих менее ума в голове, нежели у г. Булгарина в мизинце, и теперь догадываюсь, кому Николай Иванович думал погрозить мизинчиком Фаддея Венедиктовича".
;)

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-17 12:45 am (UTC)(link)
И вообще, мизинец играет более важную роль в жизни руки.))))

[identity profile] taxa.livejournal.com 2013-01-16 04:46 am (UTC)(link)
очень доходчиво, аж слезы в глазах

[identity profile] reminor.livejournal.com 2013-01-16 04:47 am (UTC)(link)
отличная байка:)
а где жто было? в какой стране?

[identity profile] reminor.livejournal.com 2013-01-16 04:52 am (UTC)(link)
так это Кугель так сказал?:)
я в детстве сидела у него на коленях и щипала за бороду-так он вспоминал, моя мама с ним играла много лет в оркестре

а я потом через много лет у него по камерному год училась

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-17 12:48 am (UTC)(link)
Ой, это Вы помните, или Вам рассказали?У него,наверное, здорово на коленях сидеть было, он язык с детьми хорошо находит!

[identity profile] reminor.livejournal.com 2013-01-17 06:15 am (UTC)(link)
не, не помню, я его помнп на сцене, в основном

а училась я у него в Израиле

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-19 12:31 am (UTC)(link)
Да, я слышала его записи времён Израиля, здорово!
Это было "первое знакомство".
А и подумать не могла, что он преподает простым смертным.
Был просто шок!

[identity profile] reminor.livejournal.com 2013-01-19 01:55 am (UTC)(link)
на сцене, в смысле в Омске, он много лет играл там в оркестре
в Израиле я только один раз была на его концерте с Венгеровым
он преподавал кому угодно, деньги же нужны, выбирать учеников невозможно, альтистов не так уж много на свете

[identity profile] reminor.livejournal.com 2013-01-19 06:34 am (UTC)(link)
я играла у него по камерному трио, так у нас был такой виолончелист, что я бы придушила на первом же уроке, а он терпел...

но это вроде был его выбор-пойти в преподавание, так как изначально его Зубин Мета звал в оркестр

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-16 08:50 am (UTC)(link)
Это было в Голландии.

[identity profile] reminor.livejournal.com 2013-01-16 06:20 pm (UTC)(link)
a у Кугеля Вы где учились, в Бельгии?

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-17 12:46 am (UTC)(link)
Там же , в Голландии, в Маастрихте.
А вы где?

[identity profile] zara55.livejournal.com 2013-01-16 06:57 am (UTC)(link)
про кошку - замечательно!!!!! кошатники- по определению !- не могут быть плохими людьми!
... у меня есть несколько учеников ... они , конечно , конечно,меняются , некоторых я и не вспомню, а иных - ЗАПОМИНАЮ и не всегда в связи с музыкой. Как-то обьясняю ученику , почему надо играть правильными пальцами:" Смотри , у нас их всего 10, а какие пассажи можем выдать!" ( показываю). Знаешь , на кого мы в этом смысле похожи?Ну прежде всего на фокусников. А еще - на воров - карманников." -Сказала я , очень довольная собой. Ученик тоже оценил - засмеялся . Когда уходила - бабушка ученика,- она была в комнате , слышала , - с озабоченным выражением лица:" Пожалуйста , не надо больше таких сравнений , это не есть хорошее сравнение. это- непонятно. это - нехорошо...."

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-16 08:35 am (UTC)(link)
Я родителей учеников с определённого возраста на уроки не пускаю,
Дети чувствуют себя естественно, и комментариев нету лишних.
А про карманников я бы не додумалась!

[identity profile] zara55.livejournal.com 2013-01-16 08:56 am (UTC)(link)
Гы! в этом - прикол! наверное , в юности начиталась Бабеля! Или какой-то собирательный образ из фильмов. ну , и собственный опыт. Давно, в Одессе , вору удалось 1. разрезать мою сумочку. 2. вытащить только то , что представлялось ему интересным! а косметичку , которая ведь по форме тоже кошелек - оставил)))

[identity profile] enjoy-reading.livejournal.com 2013-01-16 12:31 pm (UTC)(link)
Классно!
И все понятно!

Так а ты тоже Doctor of Phylosophy или это еще впереди? У музыкантов надо что-то написать теоретическое или что-то сыграть особо сложное? Или сыграть по-своему?

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-16 01:39 pm (UTC)(link)
Спасибо за вопрос!
Нет, я не доктор, я лечу докторов ( это не совсем шутка), ко мне ходят на уроки двое медиков, психиатр и иммунолог, так психиатр рассказала, что она меня иногда цитирует, а иммунолог призналась, что после уроков чувствует себя спокойной и уравновешенной, как после медитации. ;)
У меня диплом музыканта-исполнителя и артиста оркестра, и ещё педагогический.
Теперь есть, как в американской системе, доктор музыки, и там нужно писать работу и делать доклад.
А я себе играла молча. ;)
В идеале задача музыкального образования исполнителя заключается в наработке технической базы ( для этого нужно сыграть во время обучения большое количество репертуара и специальных технических упражнений), умении аутентично играть в стилях разных эпох и композиторов, т.к.требования к стилистике существенно повысились за последние 20 лет,
навыкам сценических выступлений, игры в оркестре и оркестровой группе, участию в музыкальных конкурсах, а также к самостоятельной работе, поиску работы и жизни в профессии.

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-16 01:42 pm (UTC)(link)
Если коротко, то научить выражать себя и общаться с помощью музыки.
А если играть по-своему, то можно наполучать по ушам ;)
Коллеги, согласны?

[identity profile] m-petra.livejournal.com 2013-01-17 12:58 am (UTC)(link)
да! :)

[identity profile] enjoy-reading.livejournal.com 2013-01-16 06:36 pm (UTC)(link)
Интересно как! И про врачей здорово! Поддерживай ценные знакомства :)

А музыкант-исполнитель и артист оркестра - это сильно разные вещи?

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-17 12:54 am (UTC)(link)
Неточно выразилась: музыкант-исполнитель - это понятие общее.
Есть солисты и есть оркестранты. Но и в каждом оркестре делятся на солистов и членов группы. Солист - это тот , кто исполняет собственную партию в одиночку.
Солист - это музыкант, делающий вид, что у него крепкие нервы.;)

[identity profile] humorable.livejournal.com 2013-01-16 01:45 pm (UTC)(link)
Прекрасно!
Я все читаю - не всегда реагирую, потому что ну совершенно! совершенно нет времени...
Пишите - и заодно по поводу переводов - в добрый час!

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-17 12:37 am (UTC)(link)
Спасибо! Приятно знать,что тебя читают. Буду продолжать писать!

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-17 12:51 am (UTC)(link)
У меня тоже один раз кошелёк вытащили, и ещё пару раз пытались.
Но поставить это на службу музыкальной технике... Высший пилотаж!
Ловкость рук и никакого МОШЕНСТВА!

[identity profile] zara55.livejournal.com 2013-01-17 04:44 pm (UTC)(link)
кстати , я эту байку другим ученикам рассказывала , так один , который вообще много думал) , любил играть пьесы в медленном темпе, спросил :" Ну , и знаешь ли ты кого-то из воров , кто стал музыкантом?"

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-01-19 12:28 am (UTC)(link)
У воров настрой на быструю добычу, а тут гаммы играть заставляют!)))

[identity profile] melbaa.livejournal.com 2013-09-12 04:07 am (UTC)(link)
Все очень доходчиво и интересно, с огромным удовольствим почитала бы еще про узкоспециальное :)

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-09-12 11:25 am (UTC)(link)
Спасибо! А что именно Вас интересует ? Вы играете ? И купили ли тогда учебник по теории музыки, когда наткнулись на книгу про Мельбурн ?

[identity profile] melbaa.livejournal.com 2013-09-12 11:50 am (UTC)(link)
Ой, это такая долгая история. Если коротко, то да, и учебник тогда купила, и, чуть позже, стала учиться играть на блокфлейте, освоила азы нотной грамоты. Но понятно было, что поезд ушел: во взрослом возрасте трудно учиться с нуля, особенно мне. Я ужасно хотела быть музыкантом, с детства, но не сложилось. Сейчас я уже почти не страдаю от этого, но профессиональные музыканты меня гипнотизируют, как и ученые :) Ни тех, ни других я не идеализирую, но что-то особенное в них вижу. Правда, ни друзей, ни знакомых у меня среди них нет, так что брожу по интернету :)

А интересует все, что связано с повседневной жизнью музыкантов, в особенности оркестровым закулисьем. Мы тут часто ходим на концерты местных симфонических оркестров, и я всякий раз думаю, о чем они в перерывах болтают и т.д.

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2013-09-12 05:23 pm (UTC)(link)
Не расстраивайтесь! На самом деле, учиться никогда не поздно. Конечно профессионально играть малореально, но зачем отказываться себе в удовольствии?
Уж если Вам удалось самостоятельно изучить нотную грамоту, то надо этим обязательно воспользоваться.
У меня есть опыт преподавания взрослым, и с нуля тоже. Вы не поверите, как быстро они могут учиться, если им по-настоящему интересно!

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2014-08-31 10:53 pm (UTC)(link)
Решила перечитать пост, и обнаружила неотвеченный комментарий: да, я взрослым и скрипку и альт преподаю . А у меня в Мельбурне знакомая живёт. Играет в оркестре , как приглашённая. А Вас давно не видно ! Пишете новую книгу?

[identity profile] ykkin.livejournal.com 2014-09-06 01:05 pm (UTC)(link)
История с мизинцем хороша и доступна :)
Вспомнилось, как бабушка рассказывала, что дед (оперный бас) очень серьезно к режиму и поддержанию формы относился. Горло очень берег. У певцов же особый режим питания. Перед концертом есть нельзя, а то, как дед говорил, "бутерброды вылетать будут" :) Зато после концерта он ужинал (бабушка прекрасно готовила), а потом играл в бильярд в ВТО :)
Умер он в 73 года от, в некотором роде, профессионального заболевания - инфаркта (5-го) на фоне расширения сердца. Пел почти до самого конца.

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2015-05-24 07:21 pm (UTC)(link)
О, увидела про деда!!!
А я и не знала, как интересно!

[identity profile] ykkin.livejournal.com 2015-05-24 10:30 pm (UTC)(link)
Мы с ним, к большому сожалению, всего на пару лет на этом свете пересеклись.
Дед обожал меня, а я его.
Мама рассказывала, как комично и трогательно мы выглядели его последней весной: высокий импозантный пожилой мужчина в пальто и шляпе чуть наклоняется, чтобы до его руки дотянулась крошечная пухленькая девочка в белых ботиночках и желто-зеленом пальтишке.

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2015-05-24 10:34 pm (UTC)(link)
Я бы картину нарисовала, если бы могла... )))

[identity profile] ykkin.livejournal.com 2015-05-24 10:56 pm (UTC)(link)
Спасибо за идею!
Тем более, что у меня в голове она есть. И пальтишко это я помню.

А вот тут и вы можете посмотреть на моего дедушку.

[identity profile] imb-irj.livejournal.com 2015-05-24 11:00 pm (UTC)(link)
Какой дедушка!!!!

[identity profile] ykkin.livejournal.com 2015-05-24 11:04 pm (UTC)(link)
Спасибо. В роли Спарафучилла не узнать, правда? ;)))
На заглавном фото тут он уже очень не молод, в молодости был худой и глаз горел. Обаяния у него было море.
Его, кстати, тот самый Станиславский звал в свою труппу, когда дед в театре Станиславского и Немировича-Данченко пел. Но дед отказался, сказал, что очень петь любит.
Edited 2015-05-24 23:10 (UTC)