imb_irj: (Default)
[personal profile] imb_irj
Желательно всю жизнь развивать себя.
Развитие не стоит на месте,и, если ты не продолжаешь "расти", то тут же начинаешь "скатываться".
Особенно это касается музыкантов. После сорока лет начинаются возрастные изменения, к этому надо быть готовым. С определённого возраста технику надо компенсировать мастерством и опытом.
Лучший пример этому - оперные певцы!
До какого возраста пели Паваротти и Фишер-Дискау?
А сколько ярких и многообещающих талантов исчезают через год-другой-третий?
Конечно запас крепости и здоровья должен быть, но важно также постоянно заботиться о своей форме и, ограничивая себя, беречь свой талант и тело, хранилище его и проводник,для публики.
В Европе ведется научно-исследовательская работа, в том числе и в области профессиональных заболеваний музыкантов.

После окончания двух прославленных консерваторий я не чувствовала себя готовой к профессиональной жизни, точнее, готова я была, но не набрала необходимого багажа, чтобы развиваться дальше самостоятельно, и ,в перспективе, до пенсии, самой решать свои технические и музыкальные задачи.
Хотя оценки в дипломах стояли высшие.

Через пару месяцев закрутился разноцветный клубочек случайных встреч, знакомств и обстоятельств, и я поехала, с подружкой за компанию, посмотреть и послушать урок Профессора, три часа на перекладных в соседнее государство. Невыспавшаяся, с болями в спине, продрогшая, я зашла в его класс в уютной маленькой консерватории.
Он как раз учил русскоязычного студента сопением подавать знак вступления аккомпаниатору, чтобы вместе начинать произведение ( пианистка сидела за спиной).
Обстановка была дружелюбная и настолько тёплая, что я сразу расслабилась.
Я просто сидела и слушала, через какое-то время перестала мёрзнуть, потом прошла головная боль. Уезжать не хотелось, но надо было возвращаться, чтобы успеть на вечерний спектакль.
Во время спектакля я обратила внимание, что играю очень свободно, и звучит у меня здорово.
И тогда я подумала:
"Если только после того, как я посидела в классе послушав урок Профессора, мне настолько легче играется, и даже боли в спине прошли, то что же будет, если он сам будет со мной заниматься?"
Через три месяца я была аспиранткой в его классе.

Мы много записывали за Профессором,обожали его искрометный и действенный юмор, и часто в классе не хватало стульев для желающих послушать и студенты и гости покатывались с хохоту, примостившись на полу,столах и подоконниках.
Студенты подобрались милые, почему-то лицемерные и злые люди в классе долго не задерживались.
Объединяла нас всех ещё и любовь к кошкам.Думаю, это был ещё один критерий отбора, помимо вступительного экзамена.

А вот и байка про мизинец:
Представьте себе, у меня урок, в класс набилось полно народа, настроение у всех хорошее, я играю Шумана, и не получается у меня что-то . Настроение не то,и стоит музыка на месте.
Шуман вообще задорный и без удержу. Я всегда чувствую в его музыке надвигающееся сумасшедствие. Хотя его музыку обожаю.
Фортепианные квартет с квинтетом слушала годами.
Профессор останавливает меня, в глазах бегают чертики:
"Слушай, вот смотрю я на твой мизинец (правой руки), и вспоминаю нашу кошку (хитро улыбается). Она себя вылижет, шерсти наглотается, и у неё потом запор случался.
Жалко было её бедную, стоит над своим судочком, тужится,аж хвост от напряжения дрожит, а не получается ничего.
Вот смотрю я на твой мизинец, и вспоминаю кошку с запором."
После этого вытягивает мизинец правой руки вверх и изображает дрожащий кошкин хвост.
Благодарная публика уже сгибается от смеха, я тоже прыснула.
И сыграла ещё раз.
Во-первых, получилось всё, во-вторых, проблема с мизинцем исчезла раз и навсегда, в-третьих Шумана я после этого всегда играю очень успешно.
И есть что рассказать!

Как объяснил мне Профессор, игра на скрипке(альте) - это серия трюков, исполняемая с невинным выражением лица.
Объяснил и забыл. А я записала.

P.S. Так как не все мои читатели музыканты, буду рада отзывам, достаточно ли доходчива узкоспециальная часть.

Date: 2013-01-15 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] m-colacorta.livejournal.com
Ну тут нет каких-то специальных терминов, так что всё понятно. :)

Date: 2013-01-15 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
А в том и смысл, что все сложные вещи можно просто объяснить.

Date: 2013-01-15 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Например, на кошках. ;)

Date: 2013-01-16 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Я элементарную технику на кошках и тортиках обьясняю.
Есть у меня такой прием - если ученик постарше, объсняю нормально, а потом говорю:
"ты большой, ты и так понимаешь, а маленьким я здесь объсняю так" - привожу забавный пример. Мы смеёмся, получается почти сразу.

Date: 2013-01-16 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
здорово!
А на тортиках - как?:)

Date: 2013-01-17 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Этот пост уникален по количеству раскрытых секретов! Взялся за гуж, как говорится...
Итак, тортики...
Когда маленькие начинают играть смычком, я спрашиваю их , какой у них любимый сорт тортика, и прошу представить на кисти правой руки тарелочку с маленьким кусочком ,и прошу водить рукой так, чтобы не остаться без сладкого ( чтобы тортик не упал).
Как правило, рука сама принимает правильное положение на смычке.

Date: 2013-01-17 12:59 am (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
а ведь очень точно! :)
Спасибо.

Date: 2013-01-19 12:34 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Я над этим думаю постоянно, и как исполнитель, и как педагог (взгляд со стороны).
Если чего нового надумаю, поделюсь! Но ругаться на музыкальном инструменте мне всегда было легче чем в жизни.

Date: 2013-01-19 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
а мне - дразниться.

Date: 2013-01-16 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Отрывок из журнальной статьи Пушкина:
"...пересматривая на днях антикритику, напал я на следующее место:

— «Я решился на сие (на оправдание г. Булгарина) не для того чтоб оправдать и защищать Булгарина, который в этом не имеет надобности, ибо у него в одном мизинце более ума и таланта, нежели во многих головах рецензентов» (см. № 27 «Сына отечества», издаваемого гг. Гречем и Булгариным).

Изумился я, каким образом мог я пропустить без внимания сии красноречивые, но необдуманные строки! Я стал по пальцам пересчитывать всевозможных рецензентов, у коих менее ума в голове, нежели у г. Булгарина в мизинце, и теперь догадываюсь, кому Николай Иванович думал погрозить мизинчиком Фаддея Венедиктовича".
;)

Date: 2013-01-17 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
И вообще, мизинец играет более важную роль в жизни руки.))))

Date: 2013-01-16 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] taxa.livejournal.com
очень доходчиво, аж слезы в глазах

Date: 2013-01-16 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
отличная байка:)
а где жто было? в какой стране?

Date: 2013-01-16 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
так это Кугель так сказал?:)
я в детстве сидела у него на коленях и щипала за бороду-так он вспоминал, моя мама с ним играла много лет в оркестре

а я потом через много лет у него по камерному год училась

Date: 2013-01-17 12:48 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Ой, это Вы помните, или Вам рассказали?У него,наверное, здорово на коленях сидеть было, он язык с детьми хорошо находит!

Date: 2013-01-17 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
не, не помню, я его помнп на сцене, в основном

а училась я у него в Израиле

Date: 2013-01-19 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Да, я слышала его записи времён Израиля, здорово!
Это было "первое знакомство".
А и подумать не могла, что он преподает простым смертным.
Был просто шок!

Date: 2013-01-19 01:55 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
на сцене, в смысле в Омске, он много лет играл там в оркестре
в Израиле я только один раз была на его концерте с Венгеровым
он преподавал кому угодно, деньги же нужны, выбирать учеников невозможно, альтистов не так уж много на свете

Date: 2013-01-19 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
я играла у него по камерному трио, так у нас был такой виолончелист, что я бы придушила на первом же уроке, а он терпел...

но это вроде был его выбор-пойти в преподавание, так как изначально его Зубин Мета звал в оркестр

Date: 2013-01-16 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Это было в Голландии.

Date: 2013-01-16 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
a у Кугеля Вы где учились, в Бельгии?

Date: 2013-01-17 12:46 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Там же , в Голландии, в Маастрихте.
А вы где?

Date: 2013-01-16 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] zara55.livejournal.com
про кошку - замечательно!!!!! кошатники- по определению !- не могут быть плохими людьми!
... у меня есть несколько учеников ... они , конечно , конечно,меняются , некоторых я и не вспомню, а иных - ЗАПОМИНАЮ и не всегда в связи с музыкой. Как-то обьясняю ученику , почему надо играть правильными пальцами:" Смотри , у нас их всего 10, а какие пассажи можем выдать!" ( показываю). Знаешь , на кого мы в этом смысле похожи?Ну прежде всего на фокусников. А еще - на воров - карманников." -Сказала я , очень довольная собой. Ученик тоже оценил - засмеялся . Когда уходила - бабушка ученика,- она была в комнате , слышала , - с озабоченным выражением лица:" Пожалуйста , не надо больше таких сравнений , это не есть хорошее сравнение. это- непонятно. это - нехорошо...."

Date: 2013-01-16 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Я родителей учеников с определённого возраста на уроки не пускаю,
Дети чувствуют себя естественно, и комментариев нету лишних.
А про карманников я бы не додумалась!

Date: 2013-01-16 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] zara55.livejournal.com
Гы! в этом - прикол! наверное , в юности начиталась Бабеля! Или какой-то собирательный образ из фильмов. ну , и собственный опыт. Давно, в Одессе , вору удалось 1. разрезать мою сумочку. 2. вытащить только то , что представлялось ему интересным! а косметичку , которая ведь по форме тоже кошелек - оставил)))

Date: 2013-01-16 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] enjoy-reading.livejournal.com
Классно!
И все понятно!

Так а ты тоже Doctor of Phylosophy или это еще впереди? У музыкантов надо что-то написать теоретическое или что-то сыграть особо сложное? Или сыграть по-своему?

Date: 2013-01-16 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Спасибо за вопрос!
Нет, я не доктор, я лечу докторов ( это не совсем шутка), ко мне ходят на уроки двое медиков, психиатр и иммунолог, так психиатр рассказала, что она меня иногда цитирует, а иммунолог призналась, что после уроков чувствует себя спокойной и уравновешенной, как после медитации. ;)
У меня диплом музыканта-исполнителя и артиста оркестра, и ещё педагогический.
Теперь есть, как в американской системе, доктор музыки, и там нужно писать работу и делать доклад.
А я себе играла молча. ;)
В идеале задача музыкального образования исполнителя заключается в наработке технической базы ( для этого нужно сыграть во время обучения большое количество репертуара и специальных технических упражнений), умении аутентично играть в стилях разных эпох и композиторов, т.к.требования к стилистике существенно повысились за последние 20 лет,
навыкам сценических выступлений, игры в оркестре и оркестровой группе, участию в музыкальных конкурсах, а также к самостоятельной работе, поиску работы и жизни в профессии.

Date: 2013-01-16 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Если коротко, то научить выражать себя и общаться с помощью музыки.
А если играть по-своему, то можно наполучать по ушам ;)
Коллеги, согласны?

Date: 2013-01-17 12:58 am (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
да! :)

Date: 2013-01-16 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] enjoy-reading.livejournal.com
Интересно как! И про врачей здорово! Поддерживай ценные знакомства :)

А музыкант-исполнитель и артист оркестра - это сильно разные вещи?

Date: 2013-01-17 12:54 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Неточно выразилась: музыкант-исполнитель - это понятие общее.
Есть солисты и есть оркестранты. Но и в каждом оркестре делятся на солистов и членов группы. Солист - это тот , кто исполняет собственную партию в одиночку.
Солист - это музыкант, делающий вид, что у него крепкие нервы.;)

Date: 2013-01-16 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
Прекрасно!
Я все читаю - не всегда реагирую, потому что ну совершенно! совершенно нет времени...
Пишите - и заодно по поводу переводов - в добрый час!

Date: 2013-01-17 12:37 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Спасибо! Приятно знать,что тебя читают. Буду продолжать писать!

Date: 2013-01-17 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
У меня тоже один раз кошелёк вытащили, и ещё пару раз пытались.
Но поставить это на службу музыкальной технике... Высший пилотаж!
Ловкость рук и никакого МОШЕНСТВА!

Date: 2013-01-17 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] zara55.livejournal.com
кстати , я эту байку другим ученикам рассказывала , так один , который вообще много думал) , любил играть пьесы в медленном темпе, спросил :" Ну , и знаешь ли ты кого-то из воров , кто стал музыкантом?"

Date: 2013-01-19 12:28 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
У воров настрой на быструю добычу, а тут гаммы играть заставляют!)))

Date: 2013-09-12 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Все очень доходчиво и интересно, с огромным удовольствим почитала бы еще про узкоспециальное :)

Date: 2013-09-12 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Спасибо! А что именно Вас интересует ? Вы играете ? И купили ли тогда учебник по теории музыки, когда наткнулись на книгу про Мельбурн ?

Date: 2013-09-12 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] melbaa.livejournal.com
Ой, это такая долгая история. Если коротко, то да, и учебник тогда купила, и, чуть позже, стала учиться играть на блокфлейте, освоила азы нотной грамоты. Но понятно было, что поезд ушел: во взрослом возрасте трудно учиться с нуля, особенно мне. Я ужасно хотела быть музыкантом, с детства, но не сложилось. Сейчас я уже почти не страдаю от этого, но профессиональные музыканты меня гипнотизируют, как и ученые :) Ни тех, ни других я не идеализирую, но что-то особенное в них вижу. Правда, ни друзей, ни знакомых у меня среди них нет, так что брожу по интернету :)

А интересует все, что связано с повседневной жизнью музыкантов, в особенности оркестровым закулисьем. Мы тут часто ходим на концерты местных симфонических оркестров, и я всякий раз думаю, о чем они в перерывах болтают и т.д.

Date: 2013-09-12 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Не расстраивайтесь! На самом деле, учиться никогда не поздно. Конечно профессионально играть малореально, но зачем отказываться себе в удовольствии?
Уж если Вам удалось самостоятельно изучить нотную грамоту, то надо этим обязательно воспользоваться.
У меня есть опыт преподавания взрослым, и с нуля тоже. Вы не поверите, как быстро они могут учиться, если им по-настоящему интересно!

Date: 2014-08-31 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Решила перечитать пост, и обнаружила неотвеченный комментарий: да, я взрослым и скрипку и альт преподаю . А у меня в Мельбурне знакомая живёт. Играет в оркестре , как приглашённая. А Вас давно не видно ! Пишете новую книгу?

Date: 2014-09-06 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ykkin.livejournal.com
История с мизинцем хороша и доступна :)
Вспомнилось, как бабушка рассказывала, что дед (оперный бас) очень серьезно к режиму и поддержанию формы относился. Горло очень берег. У певцов же особый режим питания. Перед концертом есть нельзя, а то, как дед говорил, "бутерброды вылетать будут" :) Зато после концерта он ужинал (бабушка прекрасно готовила), а потом играл в бильярд в ВТО :)
Умер он в 73 года от, в некотором роде, профессионального заболевания - инфаркта (5-го) на фоне расширения сердца. Пел почти до самого конца.

Date: 2015-05-24 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
О, увидела про деда!!!
А я и не знала, как интересно!

Date: 2015-05-24 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] ykkin.livejournal.com
Мы с ним, к большому сожалению, всего на пару лет на этом свете пересеклись.
Дед обожал меня, а я его.
Мама рассказывала, как комично и трогательно мы выглядели его последней весной: высокий импозантный пожилой мужчина в пальто и шляпе чуть наклоняется, чтобы до его руки дотянулась крошечная пухленькая девочка в белых ботиночках и желто-зеленом пальтишке.

Date: 2015-05-24 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Я бы картину нарисовала, если бы могла... )))

Date: 2015-05-24 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] ykkin.livejournal.com
Спасибо за идею!
Тем более, что у меня в голове она есть. И пальтишко это я помню.

А вот тут и вы можете посмотреть на моего дедушку.

Date: 2015-05-24 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Какой дедушка!!!!

Date: 2015-05-24 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ykkin.livejournal.com
Спасибо. В роли Спарафучилла не узнать, правда? ;)))
На заглавном фото тут он уже очень не молод, в молодости был худой и глаз горел. Обаяния у него было море.
Его, кстати, тот самый Станиславский звал в свою труппу, когда дед в театре Станиславского и Немировича-Данченко пел. Но дед отказался, сказал, что очень петь любит.
Edited Date: 2015-05-24 11:10 pm (UTC)

Profile

imb_irj: (Default)
imb_irj

December 2024

S M T W T F S
1 2 3 45 67
89 10 1112 13 14
15 161718 19 20 21
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 15th, 2025 08:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios