Вопрос ( из комментариев к этому посту: http://imb-irj.livejournal.com/251431.html#comments от уважаемого
riftsh).
Мне видится проблема с Вашей трактовкой академического исполнения (в литературе принято использовать "академическое", а не "академичное"). Если она правильна, то академические исполнения какого-то произведения разными музыкантами с одинаковым уровнем "мастерства" не должны отличаться друг от друга, а в пределе, эталонным будет механическое или компьютерное исполнение. Поскольку из опыта мы знаем, что это не так, то, вероятно, полного подчинения индивидуальности музыканта композитору и редактору всё же не происходит. Кстати, было бы очень интересно услышать Ваше мнение по поводу причин различий в академических исполнениях разными музыкантами одного уровня (не считая технических неполадок и невыученных партий ;)
Ответ:
Во-первых, о "академичности": да, с точки зрения литературности, Вы правы безусловно, но...
Я в данном случае опираюсь на известные мне, употребляемые музыкантами разговорные и письменные выражения.
Академическими могут быть хор, оркестр, учебное заведение. Это почётное звание признание заслуг в искусстве. Всё такое весомое и вещественное.
Академичным же может быть только исполнение.
Вот, с просторов интернета:
https://yandex.ru/search/touch/?text=классическая+музыка+академичное+исполнения&lr=177&suggest_reqid=556458903140163329192516051254611
А что касается исполнений, то они друг от друга отличаться будут, и очень существенно, потому что музыканты различаются по физическим параметрам ( рост, вес, подвижность), по технической оснащённости ( способ исполнения разных видов техники, и виды техники, которые лучше получаются, и, поэтому охотнее используются, и пройденной школой, что заложено и воспитано педагогами), по вкусам, представлениям, идеям и.т.д.
Есть ещё и умелые имитаторы, но они улавливают особенно типичные движения и черты исполнителя и преувеличивают их, и это уже скорее пародия.
Более того, также и разные исполнения одного и того же произведения тем же исполнителем могут существенно различаться в разных концертах. Особенно по прошествии нескольких лет. И от зала зависит что-то, от акустики, и от состояния музыканта, и от приёма публикой.
Так что не будут все играть одинаково, даже если будут играть по тем же нотам теми же штрихами.
Всё равно, даже если разложить техническую сторону исполнения по полочкам, а физическую - по косточкам, всегда остаётся главное - дух, душа, одухотворённость, вдохновение, дыхание...
И тогда, хотя мне и понятно, что исполнитель делает, и как, я радуюсь, расплываюсь в довольной улыбке и счастливо восклицаю: " ну как это он ( она, они) так делают, а?"
Мне видится проблема с Вашей трактовкой академического исполнения (в литературе принято использовать "академическое", а не "академичное"). Если она правильна, то академические исполнения какого-то произведения разными музыкантами с одинаковым уровнем "мастерства" не должны отличаться друг от друга, а в пределе, эталонным будет механическое или компьютерное исполнение. Поскольку из опыта мы знаем, что это не так, то, вероятно, полного подчинения индивидуальности музыканта композитору и редактору всё же не происходит. Кстати, было бы очень интересно услышать Ваше мнение по поводу причин различий в академических исполнениях разными музыкантами одного уровня (не считая технических неполадок и невыученных партий ;)
Ответ:
Во-первых, о "академичности": да, с точки зрения литературности, Вы правы безусловно, но...
Я в данном случае опираюсь на известные мне, употребляемые музыкантами разговорные и письменные выражения.
Академическими могут быть хор, оркестр, учебное заведение. Это почётное звание признание заслуг в искусстве. Всё такое весомое и вещественное.
Академичным же может быть только исполнение.
Вот, с просторов интернета:
https://yandex.ru/search/touch/?text=классическая+музыка+академичное+исполнения&lr=177&suggest_reqid=556458903140163329192516051254611
А что касается исполнений, то они друг от друга отличаться будут, и очень существенно, потому что музыканты различаются по физическим параметрам ( рост, вес, подвижность), по технической оснащённости ( способ исполнения разных видов техники, и виды техники, которые лучше получаются, и, поэтому охотнее используются, и пройденной школой, что заложено и воспитано педагогами), по вкусам, представлениям, идеям и.т.д.
Есть ещё и умелые имитаторы, но они улавливают особенно типичные движения и черты исполнителя и преувеличивают их, и это уже скорее пародия.
Более того, также и разные исполнения одного и того же произведения тем же исполнителем могут существенно различаться в разных концертах. Особенно по прошествии нескольких лет. И от зала зависит что-то, от акустики, и от состояния музыканта, и от приёма публикой.
Так что не будут все играть одинаково, даже если будут играть по тем же нотам теми же штрихами.
Всё равно, даже если разложить техническую сторону исполнения по полочкам, а физическую - по косточкам, всегда остаётся главное - дух, душа, одухотворённость, вдохновение, дыхание...
И тогда, хотя мне и понятно, что исполнитель делает, и как, я радуюсь, расплываюсь в довольной улыбке и счастливо восклицаю: " ну как это он ( она, они) так делают, а?"
no subject
Date: 2015-10-09 06:53 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-09 07:00 am (UTC)А то уж очень долго с мыслями собиралась - отвечать..))
no subject
Date: 2015-10-21 10:24 pm (UTC)"Штрауса, которого можно было не исполнять, потому что академическое исполнение этой бессодержательной трезвучной квазихудожественной промышленности ничем не оправдывается" - Б.Л.Яворский: Статьи. Воспоминания. Переписка. М.: Советский композитор, 1972
"Учиться живому искусству академического исполнения необходимо в первую очередь у великих музыкантов" - Советская музыка, 1982
"Для определенного исполнителя подобное экспрессивное исполнение так же "принудительно", как и так называемое "академическое" исполнение" - Г.Прибегина, Николай Семенович Голованов, М.: Музыка, 1990
и т.д.
"Академичное" в таком контексте в книгах/журналах не находится, но в разговорной речи вполне возможно (хотя и неправильно ;)
По существу же, здесь я с Вами согласен, но это противоречит Вашему прошлому определению. Там Вы написали "полное подчинение своей индивидуальности композитору", а тут оказывается, что эта самая индивидуальность (рост, вес, и т.д.) таки очень важна. Получается, что даже в академическом исполнении, музыкант является полноправным соавтором композитора, похоже, что в этом одно из принципиальных отличий музыки от других искуссств (как от литературы и живописи, где посредники вообще не нужны, так и от театра и кино, где режиссер и актеры гораздо более независимы от автора пьесы или сценария).
Т.е., вопрос об определении "академического исполнения" остается открытым ;)
no subject
Date: 2015-10-21 11:28 pm (UTC)Цитата про Штрауса вообще порадовала безмерно!!!
Позволю себе предположить, что речь идёт о Рихарде...
А Вы не могли бы посмотреть, на какое произведение так ругается Яворский?
Обратите внимание, что все фрагменты до 1990 года, это ещё не было периодом моей музыкальной активности.
Вероятно, что понятия "академический" и "академичный " имеют право на параллельное существование, и оба происходят от слова "академичность" . При этом первое - официальное и книжно-научное, а второе - более узко-специально-практичное и скорее для внутреннего употребления.
Я по образованию ведь тоже практик, а не теоретик.
А физические параметры исполнителя, они присутствуют "по умолчанию", от этого никуда не деться, но это только часть индивидуальности. Духовная составляющая не менее, а может даже более важна . Вот её-то и надо подчинять.
no subject
Date: 2015-10-22 03:32 am (UTC)я рассчитывал на то, что Вам понравится ;)
> Позволю себе предположить, что речь идёт о Рихарде...
о нем конечно
> А Вы не могли бы посмотреть, на какое произведение так ругается Яворский?
Тиль Уленшпигель. Там (письмо Шостаковичу, 1926 г.) предыдущее предложение тоже хорошее: "После этого исполнялась музыка для театра Copland'a, американца, — музыка самая городская, бессодержательная, звуковое оформление без всякой музыки, неудачное подражание Стравинскому."
> все фрагменты до 1990 года,
после 1990 то же самое
"академический" от слова "академия", "академичный" - от слова "академизм", словари говорят, что это паронимы
> Вот её-то и надо подчинять
тоже непонятно. Можно посадить Кисина за ямаховский дисклавир, а потом дисклавир будет уже сам играть с в точности кисинскими временами и силой ударов. Я думаю, Вы услышите разницу ;)
no subject
Date: 2015-10-22 11:47 pm (UTC)Я немножко займусь самообразованием, потом доотвечаю Вам))))