imb_irj: (Главный)
[personal profile] imb_irj
Балет у нас на гастроли уехал со "Сном в летнюю ночь".
Но без оркестра, а под запись.

А мы своё пока отыграли.
Билеты на все три спектакля были распроданы ещё за несколько недель до премьеры.
После гастролей они поедут танцевать "Сон" в Дармштадт с тем оркестром.
А потом и мы туда поедем: "Онегина" играть.
Кстати и первые спектакли "Онегина" тоже распроданы полностью.
Вот какой популярностью пользуется театр...
Но я не об этом собиралась писать, а всё-таки о балете, точнее о первой части "Absolute Jest" Джона Адамса, засунутой между двумя Мендельсонами - фрагментом из "Траурного марша"и увертюрой "Возращение с чужбины".

Очень интересное произведение оказалось.
Состав: струнный квартет и оркестр.
Произведение непростое.
Надо очень аккуратно считать ( это почти всегда у Адамса так), потому что часто меняется длина тактов. И ритмы смещаются.
Оркестр играет одно, квартет солистов - другое.
Фрагменты, где солисты играют одновременно один и тот же ритм чередуются с фрагментами, где мотивы переплетаются между собой, "передаются по цепочке" или играются отдельными соло ( в сопровождении оркестра).
Адамс очень изящно препарирует позднего Бетховена.
Фрагменты бетховенских тем очень неожиданно сменяются, и возникают в самых неожиданных местах.
Очень часто встречается ( у квартета) одна и та же ритмическая группа : восьмая с точкой-шестнадцатая-восьмая.
У меня она чётко ассоциируется со скерцо Девятой Симфонии.
По ощущениям, вокруг всё время "мерцают" обрывки знакомых мотивов. Но нет времени их идентифицировать, да и отвлекаться нельзя.
Теперь об исполнении: квартет мы играли прямо со своих мест (нам специально ставили дополнительный пульт, чтобы разместить свои ноты)
А это не совсем рядом друг с другом.
И под дирижёра.
Я для удобства исполнения делала так.
Смотрела на дирижёра и считала одновременно. В оркестр не вслушивалась ( они совсем другое играют). Хотя для ориентировки вписала себе в ноты в некоторых местах, что играет группа альтов.
На репетициях выяснила, где играю вместе с первой скрипкой, и посматривала на него ( его с моего места видно, двоих других - хуже).
В-общем, квартетной игры в прямом смысле этого слова не было, там всё ритмически сложно, и играть легче всего по дирижёру оказалось.
Нас ещё усилили микрофонами.
То есть конечный результат был слышен не нам, а уже в зале.
Что в этот момент происходит на сцене, я не знала. Но на генеральной репетиции со сцены вдруг поплыл лёгкий дымок (потом оказалось, что это сцена Оберона и Титании).
Повторю ещё раз: это было самое сложное по ритму и ансамблевой игре произведение всего вечера.
Требующее постоянного визуального контакта!
А на премьере, как только мы начали его играть, со сцены в яму пополз дым. И не жалкие струйки, а полноценные клубы дыма начали заволакивать музыкантов и дирижёра.
Сначала в дыму скрылись вторые скрипки, потом начало заволакивать виолончелей.
И дирижёр всё хуже и хуже просматривался в клубах дыма.
Но мне его и первого скрипача всё ещё было как-то видно, из-за мощной лампы на дирижёрском пульте.
От абсурда ситуации мне стало смешно.
Ну надо же такое придумать, на самом сложном месте дыму на всех напустить!
Видели ли артисты балета в этот момент дирижёра и он их , тоже интересный вопрос.
Дирижёр потом признался, что он тоже несколько обалдел от неожиданности.
Спектакли прошли хорошо.
Со второго раза дыма в Адамсе стало поменьше.
Перед вторым спектаклем мы собрались квартетом - порепетировать.
И выяснилось, что смысла в этом особого нет: в ритмически простых местах и так всё понятно, а в сложных - проще с дирижёром.
На третьем же спектакле подобралась очень восторженная публика: они много аплодировали, почти после каждого номера.
Но почти в конце балета они вдруг начали дружно аплодировать посреди произведения ( вторая половина увертюры). А там как раз тихо и очень неудобно играют скрипки и деревянные духовые.
Глаза у скрипачей увеличились в размерах и впились в дирижёра, потому что, кроме грома аплодисментов не слышно было абсолютно ничего!
Но, когда аплодисменты оборвались, оказалось, что они всё это время продолжали играть вместе.

Я сыграла все три спектакля.
Составы были такие:
1)Премьера: A1-B1-C2-D1
2) A2-B2-C2-D2
3) A1-B2-C2-D2
Следующие будут в июне.

А сегодня мы квартетом сыграли.
Брамс до-минор, Моцарт "Диссонансы" и "Танго-балет" Пьяцоллы.
Вот там уже сидели рядом, смотрели друг на друга в нужным местах, в особо красивых нежно друг другу улыбались.
Тоже все билеты проданы были. За две недели.
Но там маленький зал, правда.

Date: 2017-03-05 03:10 am (UTC)
From: [identity profile] bgershman.livejournal.com
Спасибо за репортаж из гущи событий! Очень интересно. Я так понимаю, что концентрация на собственной части просто не позволяет "заценить" все произведение целиком. Залу, получается, слышно больше, чем исполнителям. Но надеюсь, что все же какое-то удовольствие получить удалось.

С дымом, конечно, недальновидно. Надо было по крайней мере предупредить!

В Нью-Йорке, кстати, в конце недели будут идти концерты Адамса (в честь его 70-летия). NYPhil исполняет как раз Absolute Jest и Harmonielehre (отличная штука тоже, гораздо более ранее сочинение). Жаль, что не выберусь.

Date: 2017-03-06 12:25 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Скорее наоборот, надо избегать попытки охватить произведение целиком , если это мешает исполнению собственной партии))))
Из зала слышно по-другому,конечно.
Но и подробности какие-то от слушателей ускользают.

Date: 2017-03-06 12:38 am (UTC)
From: [identity profile] bgershman.livejournal.com
Ну разумеется, ты работаешь на общий результат. Я не предлагаю бросить альт и сидеть слушать :)
Я просто полагаю, что при исполнении более традиционного произведения наверняка удается услышать больше (и составить более полное впечатление), чем когда приходится играть нечто совершенно отличное от остального оркестра.

Date: 2017-03-06 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Представила себе картину "заслушался" ;)))

Date: 2017-03-06 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] bgershman.livejournal.com
Ага, особенно на этой картине было бы интересно выражение лица дирижера :)

Date: 2017-03-05 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] jalla00.livejournal.com
Триллер просто!а вампиры еще не ползли со сцены в оркестр?!а то наползут,дирижера утащат, из первого скрипача кровь высосут ,и как в таких условиях играть?!
Edited Date: 2017-03-05 05:35 am (UTC)

Date: 2017-03-05 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
У Шекспира , к счастью, обошлось без вампиров))))

Date: 2017-03-06 12:03 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Какое приключение! Вот поэтому я, если произведение не знаю, всегда жду в конце и боюсь захлопать раньше времени.

Мы вчера ходили на концерт местного полулюбительского концерта, они тоже играли в том числе Адамса, и дирижер предупредил публику, что играть минимализм - это непросто, сравнив 50 одинаковых тактов подряд с собиранием одноцветной картинки-пазла.

Date: 2017-03-06 12:50 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Да, считать надо сурово в таких произведениях ;))
А что именно они играли?

Date: 2017-03-06 12:54 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Chairman Dances из "Никсона в Китае".
У них весь концерт был посвящен "танцам": http://psso.org/concerts/

Date: 2017-03-06 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] zara55.livejournal.com
А не приходилось ли вам играть Мартена? ( Адамс- великий!!!! открыла его для себя лет 15 всего назад...)

Profile

imb_irj: (Default)
imb_irj

March 2017

S M T W T F S
   1 2 34
5678 9 1011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 28th, 2017 03:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios